Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации.
В настоящее время в техникуме созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ – лиц с умственной отсталостью. Также частично созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с нарушением слуха, зрения и ОДА, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ППССЗ обучающимися с ОВЗ документированной информацией (документами).
ГБПОУ «Балахнинский технический техникум» более 20 лет обучает лиц с ограниченными возможностями здоровья ОКОНЧИВШИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ (КОРРЕКЦИОНУЮ) ШКОЛУ VIII ВИДА И НЕ ИМЕЮЩИХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ИЛИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБУЧЕНИЯ В техникуме в настоящее время реализуются две адаптированные программы для лиц с ОВЗ по профессии штукатур и маляр.
Адаптированная образовательная программа СПО - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического. развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную. Нормативную правовую основу разработки адаптированной программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программы) составляют:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации социальной политики»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 мая 2021 г. N 438 "О Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 016- 94, 01.11.2005 г.;
- Приказ Минобразования России от 29.10.01 №3477 "Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки";
- Письмо министерства образования и науки РФ от 07.07.2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013 г. № 746 (ред. от 17.03.2015);
- Профессиональный стандарт по профессии Штукатур, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 июня 2020 г. № 336 н, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 59005 от 17 июля 2020 года).
Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:
- Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания, утвержденные приказом директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26.12.2013 г. № 06-2412 вн;
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. N 06-281).